«В этом году МЧС обещает тепло и солнце»
МУЗЫКА
Пять лет назад в пустующем поле под Нижним Новгородом на берегу Волги не было ничего примечательного. А сегодня там кипит стройка юбилейного Alfa Future People — крупнейшего российского фестиваля электронной музыки на 50 тысяч человек с бюджетом «маленькой республики». Что изменилось за эти годы в организации одного из главных музыкальных событий лета и что, помимо музыки, ждет гостей AFP в этом году, рассказала гендиректор фестиваля Юлия Дорошина.
— В ЭТОМ ГОДУ У ФЕСТИВАЛЯ ПЕРВЫЙ ЮБИЛЕЙ. РАССКАЖИТЕ, ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ С МОМЕНТА ЕГО СОЗДАНИЯ? ЧЕГО ВЫ ЖДЕТЕ
ОТ ЭТОГО ГОДА?
Фестиваль, конечно, меняется из года в год. Самый первый AFP был, пожалуй, и самым волнительным, потому что никто тогда точно не мог сказать, зайдет такой формат в России или нет. Ничего подобного здесь никогда не проводилось. Но нам удалось занять свободную нишу и за пять лет AFP стал полноценным, самостоятельным брендом со своим собственным весом — и это лучший результат, на который мы могли рассчитывать.

С каждым годом фестиваль рос: к нам присоединялись новые партнеры, увеличивалось число сцен и музыкальных направлений, которые мы охватывали. И довольно скоро мы оказались в ситуации, когда сами себе стали главным конкурентом, которого, к тому же, очень тяжело побороть. Ведь каждый год мы соревнуемся с собой предыдущими и не можем упасть ниже планки, которую сами себе задали на прошлом фестивале.

Так, в прошлом году больше всего «шума» наделала сцена с техно. В этом году мы делаем ее снова, вместе с партнером Miller, и привозим шикарную линейку европейских техно-артистов. Меньшее мы просто не можем себе позволить. Да и на другие сцены фестиваля мы стараемся привозить тех, кто либо давно не был в России, либо не приезжал сюда никогда.
— ЕСЛИ СРАВНИВАТЬ С ПРОШЛЫМ ГОДОМ, КАКИЕ НАС ЖДУТ ИЗМЕНЕНИЯ? КАК ВЫ В ЭТОТ РАЗ СОБИРАЕТЕСЬ ПОБЕЖДАТЬ СЕБЯ ПРОШЛОГОДНИХ?
Среди главных отличий, конечно, новые сцены. В этом году всего их будет четыре. Одну мы делаем вместе с компанией S7, и она будет совершенно нового для AFP формата, с живыми выступлениями, а не только диджейскими сетами. Там, например, можно будет послушать Дельфина, Нейромонаха Феофана и Аигел.

Кроме того, в этом году будет гораздо больше всего, что можно делать на AFP днем. Вместе с нашим партнером Burn мы, например, сейчас строим парк аттракционов. Кроме того, в этом году будет несколько спортплощадок для мини-футбола, волейбола и силовых тренировок — и лаунж-зон, где можно отдохнуть или позагорать, если погода нам всё-таки это позволит (смеется).

Конечно, основной упор в AFP идёт на музыку, но фестиваль — это не просто концерт, это вообще история про то, как как классно выбраться за город с друзьями и устроить себе приключение. Ведь на самом деле мы мало путешествуем по своей стране, редко куда-то выбираемся. А фестиваль — это полноценные выходные, когда можно уехать от всего и очень классно повеселиться, познакомиться с новыми людьми, открыть для себя массу нового: в музыке и не только. И главное — получить эмоции, а это как раз то, что люди забирают с собой. И вроде как у нас получается организовать для них это приключение: не зря последние несколько лет во время фестиваля наш хэштег — номер один в рунете.
— ПОСОВЕТУЙТЕ ПЯТЬ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ
НА ФЕСТИВАЛЕ ДНЁМ?
Во-первых, осмотреть зону технологий: это три больших шатра. Там будет много экспонатов, но самый зрелищный, лично на мой вкус, — гидропоника в виде ДНК, в которой можно выращивать мяту, специи и даже овощи прямо в городе. Во-вторых, сходить в лекторий: в этом году мы привезем целый ряд крутых спикеров и популяризаторов по самым разным темам. Честно, это моя любимая часть: я каждый год собираюсь успеть послушать хоть кого-то, но еще ни разу не вышло.
В ЛЕКТОРИИ У НАС ВСЕГДА АНШЛАГ, ЛЮДИ СТОЯТ В ПРОХОДАХ, ЧТОБЫ ПОСЛУШАТЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ, ПОЭТОМУ НЕ СОВЕТУЮ ИХ ПРОПУСКАТЬ.
В-третьих, посмотреть экспозицию молодого художника Покрас Лампаса и взять у него урок каллиграфии. В-четвертых, сходить в парк развлечений, о котором я уже говорила. Там вообще будет свой мини-фестиваль в фестивале, думаю, на это стоит взглянуть. В-пятых, обязательно стоит зайти в зону K_Player рядом с главной сценой — оттуда хороший вид на сцену, а ещё там будет проходить множество конкурсов от партнеров.

Но, конечно, упор мы сделаем на ночную программу: будет мощное световое шоу на главной сцене, интересные музыканты на сценах Techno и Bass. А на четвертой сцене Showcast, которую Альфа-Банк поддерживает отдельно, будут сеты тридцати молодых диджеев, которых выбирали наши слушатели: для каждого из музыкантов это будет первое выступление на большом мероприятии, но, думаю, там случится не одно большое открытие.
— AFP ВСЕ-ТАКИ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, — МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ, НО КАЖДЫЙ ГОД ВЫ ДОБАВЛЯЕТЕ В ПРОГРАММУ ВСЕ НОВЫЕ И НОВЫЕ ЗАНЯТИЯ, С МУЗЫКОЙ СОВЕРШЕННО НЕ СВЯЗАННЫЕ. ПОЧЕМУ?
AFP — это не просто музыкальный фестиваль, это отдушина для тех, кому не хватает эмоций в каждодневной рутине. Мы хотим сделать так, чтобы время, проведенное на фестивале, было максимально разнообразным. Эти три дня многим нужны, чтобы отпустить все дела и заботы и вернуться в детство: покататься на модном электроскутере, потестить суперсовременные гаджеты, попробовать, увидеть и почувствовать как можно больше всего нового.

Тем более, к нам приезжают ребята не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из других городов, где увидеть и услышать что-то новое — редкая возможность. Для них AFP — это вообще событие целого года: они на него копят, его ждут. Знакомятся в наших группах в соцсетях, обсуждают программу, спорят, общаются. В итоге, приезжают на фестиваль целыми группами, автобусами с флагами своих регионов. Это классно, потому что сегодня, когда люди все время проводят у мониторов, очень тяжело отделить человека от гаджета и вытащить гулять в поле. Мы рады, когда у нас это получается.
— ДЕЙСТВИТЕЛЬНО. В ПРОШЛОМ ГОДУ НА ФЕСТИВАЛЬ ПРИЕХАЛО 50 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК. СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ ЖДЕТЕ В ЭТОТ РАЗ?
Мы ориентируемся на ту же цифру, плюс пять-семь тысяч человек. Дело не в том, что мы не хотим собирать больше людей. У нас есть площадка определенного формата и с определенной инфраструктурой — и есть вместимость, при которой всем людям на ней будем комфортно. Мы могли бы попытаться вместить сто или даже двести тысяч человек, ведь каждый фестиваль мечтает об окупаемости. Но тогда пострадает качество, а наша задача — поддерживать ту планку, которую мы задали изначально.

Сама площадка фестиваля готовится чуть меньше месяца. В этот раз мы начали монтаж 16 июля. И каждый раз мы начинаем с нуля: когда приезжает команда, на месте, где через несколько недель развернется крупнейших российский музыкальный фестиваль, — пятьдесят гектаров чистого поля и больше ничего. За это время нам надо поставить сцены и другие локации, обеспечить площадку интернетом и создать всю инфраструктуру, чтобы у людей было все необходимое: еда, туалеты, охрана. Поэтому наши билеты не такие дешевые, как многим хотелось бы, но даже при этом люди к нам едут — то есть голосуют за фестиваль рублем.
—А СКОЛЬКО СТОЯТ БИЛЕТЫ В ЭТОМ ГОДУ?
Сейчас билет стоит 6,5 тыс. руб, это цена за месяц до фестиваля. В дни AFP стоимость вырастет. Но начинали мы с 3,5 тыс руб., — это было в сентябре, когда еще не было ни даты проведения, ни лайн-апа. Это получились своего рода предпродажные билеты, первая тысяча ушла, за сутки, если не меньше. Следующая партия, две тысячи штук, ушла еще за два дня. Потом, постепенно, цены росли и дошли до 6,5 тыс, но даже сейчас билеты быстро расходятся. Скоро совсем закончатся билеты в кемпинге, почти не осталось мест на парковке. Совсем немного осталось и VIP-билетов, которые стоят 15 тыс. Их покупает отдельная категория людей, которые привыкли к комфорту, но тоже хотят оторваться на фестивале. Для випов у нас сделаны собственные зоны отдыха, кейтеринг, свои лекции и развлечения — и самый лучший вид на сцену, конечно.

Плюс традиционно мы делаем большую лаунж-зону, куда приезжают целые компании, это такой супер-люкс, формат для состоявшихся людей, которые могут прилететь к нам на вертолете или приплыть на яхте, чтобы послушать любимых диджеев.
— ТО, ЧТО ОДИН ИЗ САМЫХ МАСШТАБНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ В СТРАНЕ ДЕЛАЕТ БАНК, — НЕ ТИПИЧНАЯ ИСТОРИЯ. РАССКАЖИТЕ, КАК ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ?
На самом деле Альфа-Банк уже очень давно организовывает крутые концерты. Например, именно банк привозил в Россию Тину Тёрнер и U2. Понимаете, все банки друг на друга похожи, они предоставляют примерно одни и те же продукты, вроде кредитов, вкладов, переводов. И цеплять людей им приходится не только хорошим сервисом, но и чем-то еще, какими-то сильными эмоциями. И в Альфа-Банке это хорошо понимают: кроме концертов и фестиваля банк сделал еще, например, масштабное 3D-шоу на День города в Москве — это тоже совсем не банковский продукт, но важный для бренда проект.

Ну а AFP вообще с точки зрения имиджа получилась очень сильная история. Это проект, вокруг которого объединилось множество компаний-партнеров, — и все они готовы работать вместе, чтобы создать фестиваль мирового уровня. Для банка это, конечно, важный проект. И мы, как организаторы, делаем все чтобы поддержать свою репутацию — фестиваля с серьезными намерениями.
— НАСКОЛЬКО ИЗВЕСТНО, AFP — ЭТО САМЫЙ ДОРОГОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В СТРАНЕ. ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЕГО БЮДЖЕТ?
Назвать конкретные цифры я не могу, это коммерческая тайна. Но он, конечно, очень большой, думаю, что сравним с годовым бюджетом небольшой республики. Это гигантские вложения в лайн-ап и инфраструктуру. В России нет другого такого фестиваля, на котором бы выступало более 100 артистов, 80% из которых — звезды мирового уровня, была бы столь масштабная главная сцена и качественная инфраструктура. Поэтому прибыли акционерам фестиваль пока что не приносит. Но это наша цель: как минимум выйти на самоокупаемость, и вернуть акционерам их вложения. И мы всё для этого делаем. Но пока что окупиться проект может, только если мы сильно сократим наши расходы. Поскольку мы музыкальный фестиваль, соответственно, сократить бюджет за счет лайн-апа или оборудования мы никогда не сможем и не хотим, это факт. Получается, в перспективе придется жертвовать либо комфортом посетителей, либо центральным элементом — главной сценой, которая забирает значительную часть бюджета. Но нам бы не хотелось и этого.

Поэтому сейчас мы идем по другому пути — ищем новых спонсоров и партнеров, которые могли бы присоединиться к нашей команде. Для многих брендов фестиваль — это возможность быть частью чего-то глобального, что они хотели бы сделать и сами, но не позволяют бюджеты. А здесь каждый наш партнер попадает в «хорошую компанию» и вместе с другими сильными брендами может делать одно крутое мероприятие. И все в выигрыше.
— А ВЫ НЕ РАССМАТРИВАЕТЕ ВАРИАНТ, НАПРИМЕР, СМЕНИТЬ ПЛОЩАДКУ НА БОЛЕЕ ВМЕСТИТЕЛЬНУЮ?
Мы об этом думаем, но никакого четкого плана на этот счет у нас пока нет. Мы не городской фестиваль, на который люди приходят, чтобы послушать одного или двух исполнителей.
НАША ФИШКА В ТОМ, ЧТО МЫ РАЗВИВАЕМ ФЕСТИВАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СОРВАТЬСЯ С МЕСТА НА 2-3 ДНЯ И ПРОВЕСТИ ИХ ПОЛНОСТЬЮ В ДРУГОМ ГОРОДЕ: ВСТРЕТИТЬ РАССВЕТ НА ВОЛГЕ, ВПЕРВЫЕ ВЛЮБИТЬСЯ. В ЭТОМ ЕСТЬ ОСОБАЯ РОМАНТИКА.

Кроме того, у фестиваля специфические требования к площадке: у города, принимающего фестиваль, должен быть хороший гостиничный фонд и транспортная доступность. Нижний Новгород в этом смысле идеальное место, которое может объединить московскую публику, петербургскую, и в то же время привлечь тех, кто живет дальше: в Казани, Самаре, Поволжье, даже в Екатеринбурге. Поэтому на выбор площадки влияет много факторов, но мы не исключаем ни ее смену, ни даже, может быть, создание какого-то второго фестиваля в другом регионе.

Кроме того, мы развиваемся за счет других музыкальных проектов. Например, в прошлом году мы с Альфа-Банком привозили Армина (шоу Armin Only Embrace) в «Олимпийский», и это был довольно успешный проект. Поэтому сейчас есть планы делать другие события и менее масштабные фестивали, например, какой-нибудь зимний фестиваль — это одна из наших последних задумок, надеюсь, удастся ее реализовать.
— В ПРОШЛОМ ГОДУ AFP ПОДЖИДАЛ НЕПРИЯТНЫЙ СЮРПРИЗ: ЗА НЕДЕЛЮ ДО НАЧАЛА ФЕСТИВАЛЯ ПЛОЩАДКУ ЗАТОПИЛИ ДОЖДИ.
ВЫ ГОТОВЫ К ПОВТОРЕНИЮ?
На самом деле мы готовились к дождю каждый год. И тот факт, что фестиваль в прошлом году прошел без больших осложнений, показывает, что готовились достаточно основательно. Мы не властны над погодой, но стараемся максимально подготовить к площадку к разным катаклизмам: построить побольше укрытий и шатров, привезти запасное оборудование, подвезти к площадке песок, чтобы в случае чего где-то засыпать лужи. Плюс мы, конечно, сделали выводы, как в сложных условиях работать с техникой, как защищать от дождя и зрителей, и исполнителей. Но в этом году нам МЧС клятвенно обещает тепло и солнце, поэтому мы надеемся на лучшее.

Но даже если нас снова ждет непогода, мы теперь точно знаем — наши люди — непотопляемые. Когда в прошлом году стало известно, что площадку затопило, люди не пошли сдавать билеты, как мы боялись, а закупились резиновыми сапогами и дождевиками — и приехали три дня танцевать под дождем. А раз наши гости готовы отрываться в любую погоду, мы сделаем все, чтобы им даже в проливной дождь было весело.
— ВЫ ГОВОРИЛИ, ЧТО К ВАМ ПРИЕЗЖАЮТ И СТУДЕНТЫ, И УЖЕ СОСТОЯВШИЕСЯ ЛЮДИ, ПРИЕЗЖАЮТ И ЦЕЛЫЕ КОМПАНИИ. ЧТО ВСЕХ ЭТИХ ЛЮДЕЙ ОБЪЕДИНЯЕТ? ПОЧЕМУ ОНИ, ТАКИЕ РАЗНЫЕ, КАЖДЫЙ ГОД ВСТРЕЧАЮТСЯ НА AFP?
Мне кажется, этих людей как раз объединяем мы, фестиваль для Future People. Все, кто к нам приезжает, — это люди, которые смотрят в будущее широко открытыми глазами, которые готовы принимать новое. Но одновременно с этим, это люди, которые готовы даже в век цифровых технологий выйти в открытое поле и отправиться на поиски приключений. Но самое главное, что их объединяет,— это все-таки музыка, хорошая, качественная электронная музыка.